В статье представлены результаты исследования методических подходов к раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об обязательствах организаций. Рассматриваются как современные проблемы данных подходов в действующих нормативных документах, так и перспективы решения этих проблем в ходе дальнейшей разработки российских стандартов бухгалтерского учета. В статье осуществлено сравнение регламентаций по формированию отчетной информации об обязательствах организаций в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и приказе Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», а также в проекте ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность», призванного заменить действующие нормативные документы по формированию бухгалтерской отчетности. Осуществлен анализ терминологического пространства в области вопроса раскрытия информации об обязательствах, проанализированы составы показателей обязательств, регламентированные в действующих нормативных документах и проектах новых стандартов. Сопоставлены требования к составу обязательств в проекте ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» и регламентации в отношении финансовых обязательств в проекте ФСБУ «Финансовые инструменты». Выявлены проблемные аспекты формирования отчетной информации об обязательствах организаций, обоснованы рекомендации по решению проблемных аспектов в процессе дальнейшего совершенствования российских стандартов бухгалтерского учета.
Исследованиями, проводимыми российскими и зарубежными учеными, доказано, что искажение финансовой отчетности наносит вред не только более широкому кругу внешних, но и внутренним пользователям финансовой отчетности, включая сотрудников и руководство экономического субъекта. При этом внутренние пользователи финансовой отчетности несут как финансовые потери, так и нефинансовые, например потерю репутации. В экономической теории и практике бухгалтерского учета выделяют фальсификацию и вуалирование как методы искажения финансовой отчетности. Искажение финансовой отчетности как явление в настоящее время приняло более сложную форму и изменилось содержательно. Определено, что проявления искажений финансовой отчетности во многом определяются особенностями процесса подготовки финансовой отчетности, то есть самого механизма искажения, поэтому для формирования наиболее полного теоретического описания фальсификации и вуалирования необходимо проанализировать ошибки, выявленные в ходе проверок экономических субъектов, для их классификации в целях разработки методик выявления нестандартных хозяйственных ситуаций с учетом исторического подхода к исследованию процедур «фальсификация» и «вуалирование».
Статья посвящена особенностям исчисления организациями пособий по временной нетрудоспособности лицам, занятым по договорам гражданско-правового характера (ГПХ). Отмечено, что государство, вводя с 1 января 2023 года оплату пособия, работающим не только лицам по трудовым договорам, но и по договорам ГПХ и авторского заказа, тем самым усиливает социальную поддержку таких граждан при условии, что их заработок за предшествующий год был не менее федерального минимального размера оплаты труда по трудовому договору. Таким образом, права работающих по договору ГПХ в части социального страхования на случай временной нетрудоспособности с 2023 года стали равны правам лиц, работающих по трудовому договору, и размер оплаты больничного листка определяется аналогичным образом. В статье рассмотрены требования к заработкам лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, на предмет получения ими пособия по временной нетрудоспособности. Раскрыты этапы исчисления размера данного пособия страхователем, а также приведены практические примеры. Сделаны выводы по результатам исследования.
Статья раскрывает комплекс вопросов, связанных с разработкой методического и информационного обеспечения оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения. Критический анализ существующих подходов, представленных в нормативных и рекомендательных документах различного правового статуса, а также обзор публикаций российских и зарубежных авторов показали, что для использования в управленческой практике существующие разработки нуждаются в совершенствовании, адаптации к социально-экономическим условиям деятельности учреждений здравоохранения, руководству которых необходимы не только объективная оценка медицинской составляющей, но и анализ эффективности использования всего комплекса ресурсов, формируемых в рамках госзадания, источниками которого являются средства федерального и региональных бюджетов, фонда обязательного медицинского страхования и доходы от оказания платных услуг. Предложены направления разработки системы оценочных индикаторов результативности и эффективности, совершенствования информационной базы их анализа, контроля и прогнозирования.
Трудности с поставкой некоторых категорий иностранных товаров в условиях внешнеэкономических ограничений вызывают необходимость активного развития отечественного производства. В сложившихся условиях национальный режим при осуществлении государственных закупок является необходимым драйвером развития российской экономики. Положения нормативной базы национального режима направлены на поддержку отечественных производителей самых необходимых для страны товаров. Именно поэтому неукоснительное соблюдение всех положений национального режима является важной обязанностью каждого заказчика.
Современный период цифровой трансформации отличается переходом к углубленному внедрению цифровых разработок в различные сферы жизнедеятельности общества, в том числе в здравоохранение. В статье рассмотрены организационно-правовые аспекты цифровой трансформации в учреждениях медицины. Проведен анализ целевых установок и национальных задач развития информационного общества России на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации. Рассмотрены пределы применения цифровых технологий и искусственного интеллекта в медицинской практике, реализация цифровых технологий территориально обособленными подразделениями, особенности цифровизации дистанционного труда.