В рамках данной статьи были изучены задачи повышения качества оказания услуг в процессе обеспечения безопасности и охраны труда. Статья содержит описание основных этапов проведения государственной экспертизы в вопросах обучения сотрудников основам охраны труда. Внедрение подобных процедур в общую систему государственного контроля позволит значительно увеличить качество оказания услуг в сфере охраны труда специализированными организациями, имеющими государственную аккредитацию. Контроль качества таких услуг имеет принципиальное значение, он поставит организации в условия, в которых они будут вынуждены следовать действующим стандартам законодательства. Работодатели, в свою очередь, смогут получать более качественные услуги, что даст возможность им значительно повысить уровень безопасности и охраны труда на своих предприятиях.
В предлагаемой статье сформулированы системные принципы и предложена методика оценки рисков аварий и несчастных случаев на предприятиях. Методика может быть использована при разработке планов управления безопасностью труда на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. Применение предлагаемой методики позволит снизить производственный травматизм до приемлемого уровня, предотвращать аварии и инциденты.
Охрана труда – это совокупность действий, установленных в законодательстве, и направленных на сохранение жизни и здоровья сотрудников организации при осуществлении ими трудовых функций. Предполагается, что охрана труда на транспортных предприятиях включает в себя сразу несколько аспектов: проверку сотрудников фирмы перед выходом на линию, соблюдение времени нахождения на линии, постоянное повышение квалификации в сфере охраны труда, предоставление сотрудникам необходимых средств индивидуальной защиты, проведение в установленные сроки оценки охраны труда и многое другое. Нарушение хотя бы одного из упомянутых пунктов влечет наложение административных штрафов, направление предписаний. Снижение финансовых санкций ниже низшего предела возможно только в том случае, если ранее фирма не была замечена в ЧП, действовала безукоризненно с юридической точки зрения, а экономические возможности компании таковы, что корпорация не может выплатить штраф без ущерба для себя.
Российский пассажирский транспорт (троллейбусы, автобусы, трамваи) имеет ряд недостатков. Во-первых, в ряде регионов РФ местные власти сделали акцент преимущественно на транспортных средствах малой и средней пассажировместимости, что приводит к большей загруженности на дорогах. Во-вторых, объявленная цифровизация разрозненна и существует вне экосистемности в своем подходе. В-третьих, ответственность перевозчиков в контрактах с муниципалитетом прописывается слабо (или не прописывается вообще). Предлагается: 1. Стимулировать перевозчиков к использованию пассажирских транспортных средств большой вместимости путем предоставления льгот. 2. Создать основу для системного функционирования в сфере цифровизации: городской транспорт должен стать совокупностью, отказавшись от внешней самостоятельности. Это означает, что, например, транспортные карты должны быть принимаемы всеми перевозчиками без исключения. 3. Местное законодательство (впрочем, как и заключенные с перевозчиками договоры) должно не иметь коллизий и противоречий. 4. За нарушение обязательств, взятых на себя перевозчиками, необходимо предусмотреть жесткую ответственность, включая разнообразные штрафные санкции.
Перевозчики обязаны соблюдать ПДД: водителям надлежит выбирать правильную скорость при осуществлении маневров, учитывая габариты своего транспортного средства. Нарушение этих и иных правил влечет наложение административных санкций. Кроме того, потерпевшим в результате аварии должна быть выплачена компенсация.
Рассматривается место вопросов обеспечения безопасности в исследованиях различного характера и различных видов деятельности, в том числе на железнодорожном транспорте. Обосновывается правомерность признания науки безопасности как самостоятельной отрасли науки, имеющей все необходимые для нее общие признаки науки, а также свои специфические функциональные и методологические признаки. Отмечается одно из главных направлений развития науки безопасности на предстоящий период — исследование фактора применения искусственного интеллекта и трансформации человеческого фактора в аспекте обеспечения безопасности. Предлагается выделить науку безопасности в самостоятельную отрасль науки и отразить это в Общероссийском классификаторе специальностей высшей научной квалификации (ОКСВНК).
С 1 сентября 2022 г. вступил в силу приказ Министерства здравоохранения РФ от 20.05.2022 № 342н, которым утверждены порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования отдельных работников, а также виды деятельности, при осуществлении которых проводится данное освидетельствование. Приводим основные выдержки из двух приложений к приказу.
Рассматривается вариант технического решения по ликвидации возгорания мобильной сельскохозяйственной техники. Приведены технические характеристики устройства пожаротушения для кормоуборочного комбайна.