В предыдущем номере журнала (№ 2/2024) мы провели анализ зарубежного опыта стратегического управления развитием воздушного транспорта. Особое внимание при этом было уделено вопросам стратегического планирования — одной из важнейших функций системы управления, включающей процесс прогнозирования и моделирования деятельности авиатранспортного комплекса на долгосрочную перспективу. На примерах планирования развития воздушного транспорта Канады и США были рассмотрены либеральные модели функционирования рынка авиаперевозок, характерные для этих стран. В данной статье мы продолжим анализ зарубежного опыта и сопоставим либеральную модель стратегического управления развитием воздушного транспорта (Япония) с патерналистской моделью (Китай). Каждая из этих моделей имеет свои сильные и слабые стороны, что для России очень важно учитывать при разработке стратегий и программ развития воздушного транспорта.
В статье проведен сравнительный анализ моделей функционирования рынка авиатранспортных перевозок: либеральной, патерналистской и смешанной. В результате анализа и на конкретных примерах сделан вывод о том, что каждая из этих моделей имеет сильные и слабые стороны, в силу чего ни одна из них не может быть рекомендована в качестве универсальной. Показано, что эффективность функционирования авиатранспортной отрасли каждой страны зависит от значительного числа факторов: исторических, политических, экономических, географических и т.д. Искусство управленческой деятельности как раз и состоит в том, чтобы выбрать оптимальную для конкретных условий модель функционирования рынка авиаперевозок с последующим ее четким закреплением в документах стратегического управления.
В статье рассмотрены вопросы организационно-методического характера проведения внутреннего финансового контроля коммерческих организаций. Большое внимание уделяется процедуре контрольных мероприятий, в частности, контролю сохранности активов, контролю за соблюдением законов и нормативных актов, имеющих важное значение для целей деятельности коммерческих организаций, определены требования к качеству оформляемых документов, раскрываются количественные и качественные критерии оценки контрольных мероприятий.
Целью научного исследования является анализ современного зарубежного и российского опыта экологических инвестиций на промышленных предприятиях, осуществленных на средства, привлеченные при помощи инструментов зеленого финансирования (зеленый кредит, зеленые облигации). Актуальность научного исследования на рассматриваемую проблематику связана с тем, что экологические инвестиции промышленных предприятий зачастую сталкиваются с барьерами в привлечении финансового капитала через традиционные способы. Поэтому организации вынуждены искать новые альтернативы для финансового обеспечения зеленых инвестиций, помощь в чем предоставляют зеленые облигации и кредиты. Объектом исследования являются предприятия тяжелой промышленности, осуществляющие экологические инвестиции. Предметом статьи выступают инструменты зеленого финансирования, используемые в целях экологических инвестиций предприятий промышленности России и зарубежья. В работе рассмотрены факторы и условия формирования рынка зеленого финансирования в российской и зарубежной практике. Проанализированы тенденции и перспективы развития рынка зеленого финансирования в России и мире. Проведена оценка практики применения инструментов рынка зеленых финансов в целях финансирования экологических инвестиций предприятий тяжелой промышленности. В заключение статьи определено, что благодаря развитию рынка инструментов зеленого финансирования зарубежные и российские предприятия тяжелой промышленности получают доступ к финансовому капиталу, который необходим в целях осуществления зеленых инвестиций в проекты экологической ориентированности, зеленой экономики и производства замкнутого цикла.