Русская галерея XXI век

Подписка.Печатная версия.
Первый месяц:июнь 2016
970 руб.
- +

Почему падают лифты?

01.01.1970

В конце 2015 года СМИ захлестнула волна материалов, посвященных участившимся авариям на вертикальном транспорте. Самой резонансной стала история о гибели младенца в Москве. Напомним, трагедия произошла в доме на улице Островитянова. Женщина пыталась установить коляску в лифт, в этот момент двери неожиданно захлопнулись, а кабина рухнула вниз. Причиной трагедии предположительно был назван обрыв троса, кабина лифта застряла между 11-м и 12-м этажом. Прибывшие на место спасатели добрались до коляски, но ребенок уже был мертв. По факту смерти ребенка Следственный Комитет возбудил дело. Как только было начато следствие, обвинения посыпались одно за другим: директор управляющей организации обвинил в гибели ребенка его мать, общественность, переполненная негодованием, начала обвинять всех подряд — управляющую организацию, чиновников, мать ребенка.

В первую очередь журнал «Коммунальщик» выражает соболезнование всем семьям погибших и пострадавших в авариях на лифтах. Более того, позиция редакции по факту трагедии в Москве такова: обвинять в гибели ребенка мать — это последнее дело, хотя журнал всецело призывает читателей соблюдать правила безопасности пользования лифтом. На наш взгляд, на настоящий момент существует множество причин, помимо не соблюдения или неполного соблюдения техники безопасности пользования лифтом, которые приводят к тому, что число аварий на лифтах неуклонно растет. Причем, это результат накопленных ошибок. Верна или нет позиция редакции журнала? Ответ на этот вопрос нам помогут дать эксперты. Помимо этого нам удалось выяснить позицию лифтового сообщества по факту участившихся аварий и узнать о мерах, которые планируется предпринять для того, чтобы пользоваться лифтами в многоквартирных домах стало безопаснее. Журнал «Коммунальщик» представляет вниманию читателей два экспертных комментария по факту участившихся аварий на вертикальном транспорте. Один из них дал Константин Голин, начальник отдела по связям с общественностью АДС «СО "Лифтсервис"». В частности, эксперт считает, что предотвратить новые трагедии поможет возвращение лифту статуса опасного производственного объекта, а также обязательное исполнение профессиональных стандартов безопасной эксплуатации лифтового оборудования и узаконивание права обслуживать лифты исключительно у специализированной лифтовой организации. Другой комментарий, содержащий в себе попытку найти юридическую первопричину нарастающих проблем в лифтовой отрасли, дал Борис Пантелеев, правовой эксперт Общественной палаты РФ.

Как сообщили в Национальном Лифтовом Союзе, официальная позиция лифтового сообщества по факту гибели ребенка в одном из домов на улице Островитянова на юго-западе Москвы такова: ведется расследование случая Ростехнадзором и Прокуратурой, по итогам которых будут определены виновные. Стоит отметить, что еще в преддверии участившихся случаев падения лифтов, лифтовое сообщество доносило до общественности и профильного министерства реальное положение дел в отрасли. Так, в докладе «О состоянии лифтового хозяйства жилого фонда Российской Федерации по информации, полученной от субъектов РФ», размещенном в сети Интернет, представлены данные, проанализировав которые, становится ясно, что лифты уже сейчас должны быть взяты под особый контроль. Иначе число аварий будет неуклонно расти. Этот доклад подготовил Сергей Чернышов, член Президиума, руководитель Комиссии по лифтовому хозяйству Общественного совета при Минстрое России. В субъекты РФ были направлены запросы о предоставлении данных по состоянию на 1 сентября 2015 года. В докладе отмечается, что 82 региона их предоставили. Цифры красноречивые слов: из 432 915 лифтов в российском жилом фонде 27,65% (119 716 лифтов) отработали нормативный срок службы. Более того, в 22 субъектах износ лифтового парка составляет более 50%.

Подробная информация об уровне износа лифтового оборудования в субъектах РФ:



В докладе Сергея Чернышова также отмечалось, что в России 2,3% или 10 000 лифтов каждый год дополнительно вырабатывают свой ресурс, 2,2% или 9 518 лифтов было запланировано к замене в 2015 году, а в 2016 году запланировано к замене 1,95% (8 439 лифтов) от всех лифтов страны.

В Национальном Лифтовом Союзе журналу «Коммунальщик» также сообщили, что прошедшее итоговое заседание Комиссии по лифтам Общественного совета Минстроя России было начато «как раз с обсуждения трагического случая, связанного с гибелью малыша». Как отметили в союзе, «совещание было действительно серьезным, как говорится, все по делу». Участие в заседании принял заместитель главы Минстроя Андрей Чибис. Ключевой темой заседания стало рассмотрение вопроса о мерах по обеспечению безопасной эксплуатации лифтов в жилом фонде. Страшная трагедия, произошедшая в Москве, заставляет еще раз задуматься о серьезности ситуации в лифтовом хозяйстве России, где более 30% от общего числа лифтов отработали нормативный срок службы, а в 22 субъектах каждый второй лифт требует капитального ремонта или замены, отмечалось в ходе заседания. В этих целях Комиссия поддержала проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов».



В ходе заседания было отмечено, что на уровне субъектов необходимо усилить контроль за обеспечением безопасной эксплуатации лифтов, принять меры по снижению износа лифтового парка жилого фонда. Также было принято решение утвердить в I квартале 2016 года методические рекомендации по проверке безопасной эксплуатации лифтов при проведении жилищного надзора, провести совместные мероприятия с НП «ЖКХ Контроль».

Журнал «Коммунальщик» представляет вниманию читателей два экспертных комментария по факту участившихся аварий на вертикальном транспорте. Более эмоциональный комментарий относительно гибели ребенка в Москве дал Константин Голин, начальник отдела по связям с общественностью АДС «СО "Лифтсервис"». В частности, эксперт считает, что предотвратить новые трагедии поможет возвращение лифту статуса опасного производственного объекта, а также обязательное исполнение профессиональных стандартов безопасной эксплуатации лифтового оборудования и узаконивание права обслуживать лифты исключительно у специализированной лифтовой организации. По просьбе журнала попытку найти юридическую первопричину нарастающих проблем в лифтовой отрасли сделал Борис Пантелеев, правовой эксперт ОП РФ.

Москва лифтам не верит

Константин Голин, начальник отдела по связям с общественностью АДС «СО "Лифтсервис"»

Константин ГолинПожалуй, не только в столице, но и в самых отдаленных уголках нашей страны острой болью отозвалось известие о трагической гибели 10-месячного младенца в лифте. Многие поспешили прокомментировать эту трагедию и навесить обличающие ярлыки на якобы «владельца» лифта — управляющую организацию. Кто-то обвинил в преступной халатности мать ребенка, кто-то пошел дальше и заявил о никчемности всех чиновников. Не надо терзать себя сомнениями, не нужно искать виноватых. Их много. Один из виновников трагедии тот, кто не выполняет элементарных требований безопасности, кто не считает нужным прочитать и запомнить правила пользования лифтом. А в них черным по белому написано, что дети грудного возраста при перевозке в лифте должны быть на руках у родителя, а не в коляске. Многие свысока смотрят на требования по обеспечению мер безопасного пользования вертикальным транспортом, думая, что лифт — это не машина, и считать его опасным объектом нет нужды. Конечно, и чиновники не невинные овечки: они рассуждают о важности и необходимости принятия профессиональных стандартов безопасного использования лифтов и тут же удовлетворяются мерами добровольного их применения. В нашей стране — добровольно — значит никак! А некоторые из их коллег, считают, что контроль за производством и эксплуатацией лифтового оборудования важен, а то, как этот лифт монтируют...

Виновны в авариях и те, кто позволяет монтировать кабины лицам совершенно этому не обученным, и руководит которыми купивший в переходе в метро допуск к особым работам, подозрительного вида «специалист». Ну и наконец, виноват и руководитель управляющей организации, который нанимает на работу бригаду, никогда не имевшую дела с механизмом сложнее утюга, и поручает ей обслуживание лифта, самого сложного инженерного оборудования в многоквартирном доме!

Вот они — все семь нянек, у которых дитя не просто без глаза, но и… без жизни. Как это жестоко бы не звучало.

До трагедии на улице Островитянова, на той же неделе было еще две серьезные аварии на лифтах, слава богу, без летального исхода. А сколько ежедневно случается подобных аварийных ситуаций по стране, которые не получают такого резонанса, как трагедия в Москве? Лифты падают, застревают, горят, ломаются. Калечат пассажиров, убивают их, запирают надолго в своем «чреве». Проводятся расследования, принимаются меры, летят головы, а воз, вернее лифт, и ныне там. Уж сколько копий сломали эксперты и специалисты Национального Лифтового Союза, отстаивая права жителей, ежедневных пользователей лифтов, на жизнь, на безопасное пользование вертикальным транспортом. Всего-то нужно: признать лифт действительно опасным механизмом, добиться обязательного исполнения национальных стандартов безопасной эксплуатации лифтового оборудования и узаконить право обслуживать лифты исключительно у специализированной лифтовой организации, имеющей на это соответствующий разрешительный документ, как и при монтаже.

Участившиеся падения лифтов — последствие приватизации

Борис Пантелеев, правовой эксперт ОП РФ, директор Гильдии экспертов по налогам и сборам, канд. юр. наук.

Борис ПантелеевСитуация с лифтовым хозяйством в России крайне тревожная. Это предтеча той самой техногенной катастрофы, которая может коснуться каждого горожанина и о которой давно предупреждали эксперты. Логика развития событий, предшествующих участившимся авариям на вертикальном транспорте, такова. Вначале при подготовке пакета законодательных актов о приватизации жилищного фонда государство торжественно взяло на себя обязательство производить полный капитальный ремонт за счет бюджета перед передачей домов новому собственнику. Затем концепция поменялась, поскольку выяснилось, что объем аварийных объектов ЖКХ намного больше, чем это прогнозировали до начала операции под названием «приватизация». В частности, сегодня эксперты сошлись в оценках, что не менее 80% лифтов в стране являются потенциально опасными и требуют замены. Тогда решили пойти по традиционному пути и переложить все расходы на капитальный ремонт на собственников помещений в многоквартирных домах. Так теперь трактует ситуацию и новый Жилищный кодекс России. С учетом огромного долга по оплате за жилищно-коммунальные услуги перспектива замены лифтов стала еще более туманной. Сегодня мы видим лишь точечные реакции властей на наиболее резонансные аварии, сопряженные с человеческими жертвами. Однако, сценарий всех уголовных дел, возбужденных по подобным ситуациям, печальный — они практически не имеют судебной перспективы. Как правило, после длительного расследования и проведения множества экспертиз выясняется, что лифт действительно нуждался в замене в силу истечения всех разумных сроков эксплуатации. Ремонтники, обслуживающие упавший лифт, исправно писали акты о необходимости замены аварийных механизмов, но денег им не выделяли по целому ряду совершенно уважительных причин. Появились дома, в которых висят таблички «Лифт не работает по причине аварии». Это, конечно, не решение проблемы, особенно в многоэтажках. Кроме того, признание факта аварийности дает собственникам право не оплачивать не оказанные им фактически услуги и подавать в суд на понуждение к принудительному проведению ремонтных работ.

Некоторые эксперты говорят о том, что решить проблему с массовой заменой лифтов, срок эксплуатации которых истек, можно за счет механизма лизинга. Да, конечно, идея с лизингом была бы хорошим решением этой проблемы в масштабах страны, и я разделяю это предложение. Однако ее реализация представляется крайне сомнительной, пока лизинг не будет обеспечен финансовыми гарантиями. Как банки будут выдавать кредит по лизинговой схеме под замену лифтов? Что они возьмут в залог? Государственных гарантий, какие предоставлялись по ряду направлений до приватизации, сейчас никто не даст. Ждать, что в ближайшее время будет создана государственная программа по поддержке жилого фонда, куда попадут и лифты, пока тоже не приходится. Тогда, по логике, гарантии для лизингодателя должен дать крупный банк. Но что-то мне подсказывает, что в ближайшее время мы таких гарантий не дождемся. Почему? Хотя бы потому, что однозначно ответить сейчас на вопрос — чей лифт, нельзя. Кстати, этот вопрос тоже уже не раз поднимали эксперты. Что я имею в виду: да, лифт входит в состав общего имущества, ЖК РФ это определяет, но имущественной регистрации он не имеет (по аналогии с регистрацией квартиры), на балансе никакого юридического лица лифт не стоит. Подчеркну, по ст. 36 ЖК РФ лифт принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме, а управляющие организация лишь выполняет работы, которые заказал и оплатил собственник. А он редко, когда оплачивает полную замену отработавшего свое лифта. Ежемесячно же собственник платит только за его содержание и ремонт. А это копейки по сравнению со стоимостью нового лифта. Отсюда и все проблемы. Да, сейчас с ведением взносов на капремонт, в рамках которого запланированы замены лифтов, ситуация вроде бы должна нормализоваться. Но, к сожалению, лифт, который надо менять, надо отключать и менять сегодня, а не тогда, когда на это будут скоплены средства или когда в доме, согласно региональной программе капремонта, ремонт начнется. Вот этот финансово-временной разрыв, на мой взгляд, и является стержневой причиной участившихся аварий.

Скажу пару слов об ответственности матери пострадавшего ребенка в доме на улице Островитянова. Я считаю, что такую ответственность на нее возлагать нельзя. Это совершенно несправедливый подход, поскольку он предполагает презумпцию виновности. А какая мать хочет своему ребенку вреда? Здесь нужно рассуждать иначе: Лифт — это по факту объект повышенной опасности. Хотя, согласно поправкам к Федеральному закону от 21 июля 1997 года №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», вступившим в силу 15 марта 2013 года, из списка опасных объектов вертикальный транспорт, платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения, эскалаторы и пассажирские конвейеры оказались исключены. Подчеркну, они больше не входят в категорию опасных производственных объектов. Несмотря на юридическую сторону вопроса, сами разработчики и эксплуатанты лифтового оборудования обязаны предпринимать все меры, в том числе и профилактические, для предотвращения аварий. Ясно, что в рассматриваемом случае этого сделано не было. В тоже время практика показывает, что лифтовое сообщество может решать аналогичные вопросы, когда речь идет о защите своих интересов. Применительно к лифтам, например, это выражается в широком распространении антивандальных поверхностей, препятствующих разукрашиванию стен и дверей лифтов. И это работает на практике!

Помимо этого напомню, что согласно изменениям, которые были внесены в Федеральный закон от 27 июля 2010 года №225 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», вводится четвертая группа опасных объектов. Сюда как раз относятся лифты, платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения, эскалаторы и пассажирские конвейеры, которые подлежат обязательному страхованию ответственности. Но как установить тарифы на страхование тоже не ясно, так как они утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2011 года №808, а в тот период времени к лифтам относились как к опасным производственным объектам. Сейчас ситуация поменялась. Отсюда следует вывод, что необходимо еще раз внимательнее пересмотреть все нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы лифтового хозяйства, устранить имеющиеся противоречия, ну, и конечно, занимаясь нормотворчеством, не создавать новые.

Наступающий год, как представляется, будет, во многом, решающим, в том числе и по данному вопросу. С одной стороны, в ходе предвыборной кампании проблема лифтов приобретает уже стратегическое значение для обеспечения приличной явки избирателей к урнам для голосования. Кто из кандидатов оседлает эту массовую тему первым, тот вполне может рассчитывать на прибавку 10–15% голосов. С другой стороны, достаточно заблаговременно опубликовать в местных СМИ шаблон типовой жалобы о признании незаконным бездействия чиновников районной администрации и поставление в опасность неопределенного круга социально незащищенных лиц из-за неисправности лифтового хозяйства, и ситуация может начать постепенно реально улучшаться.

ЛИФТОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
Г.М. Геньев,

корреспондент журнала «Коммунальщик»



Возврат к списку